Обводный канал. Мы создаем общение Обводной канал, после реконструкции

Екатерина II в XVIII веке боролась с расползанием Петербурга, для чего определила довольно чёткие границы города. Одна из них проходила по Обводному каналу. Это решение для своего времени не было остро актуальным, количество каменных построек в Петербурге исчислялось всего лишь сотнями, однако в перспективе оно оказалось довольно метким. Именно Обводный канал сейчас можно назвать разделительной полосой между старым центром и новыми районами. Может так случиться, что к 2020 году она окончательно разделит Петербург на два города.

На прошлой неделе чиновники в очередной раз обсуждали планы по превращению Обводного канала в автомобильную магистраль – то, что ещё с советских времён обозначается аббревиатурой ТОЦ, транспортный объезд центра.

Решение использовать Обводный в качестве дороги, уводящей поток машин из порта в разные районы, минуя центр, было принято много десятилетий назад. Возможно, именно по этой причине его правильность мало подвергают сомнению, считая всякое развитие транспортной инфраструктуры бесспорным благом. Тем более что дорог Петербургу действительно отчаянно не хватает.

На практике же организация вдоль Обводного бессветофорного движения будет одной из самых опасных и дорогих ошибок в современной истории города. Для начала нужно понимать, что оно едва ли всерьёз облегчит передвижение. Когда речь идёт о дорогах и автомобилях, простая арифметическая логика - чем больше дорог, тем вольготнее машинам - на самом деле не работает. Тут в силу вступают самые разные факторы, в том числе и психологический: широкие дороги с быстрым движением приглашают людей к тому, чтобы пользоваться личным транспортом. Таким образом, строя магистрали, мы одновременно увеличиваем количество машин, работа происходит до некоторой степени вхолостую.

Многие города мира убедились в этом на собственном горьком опыте. Впрочем, ехать в другой город, чтобы увидеть, как это работает, не обязательно. Пока реконструировали Пироговскую набережную, её объезд был организован по узкому участку Большого Сампсониевского проспекта, однако затор в этом месте даже в час пик редко был безнадёжным. Когда же развязку наконец открыли, машины стали собираться в гарантированную часовую пробку. Всё потому, что многополосные дороги притягивают гораздо большее количество водителей, чем неширокие улицы со сложной схемой движения.

Именно Обводный канал сейчас можно назвать разделительной полосой между старым центром и новыми районами. Может так случиться, что к 2020 году она окончательно разделит Петербург на два города

Помимо сомнительной эффективности самой реконструкции Обводного, есть и более серьёзный аргумент. Как я уже написала выше, исторически так сложилось, что канал сегодня является границей между старым и новым городом.

В первом сконцентрировано всё наше представление о Петербурге. Это среда, формирующая самосознание горожан, даже несмотря на то, что условия жизни в ней часто далеки от идеальных. Периферия Петербурга не имеет никаких отличительных особенностей, она была бы точно такой же в любом другом месте со схожими экономическими и географическими условиями, её культурная ценность стремится к нулю. Районы опустевших производств, и в том числе Обводный канал, дают шанс на частичное исправление ситуации: их можно использовать, чтобы создать адекватное современное продолжение исторического Петербурга и даже восполнить какие-то из его недостатков, как, например, нехватку зелёных рекреационных зон. Создание транспортного объезда закроет эту возможность если не навсегда, то на долгие годы.

Градостроители и чиновники делают то, от чего ещё в 1960-е годы предостерегала американский экономист Джейн Джейкобс в книге «Жизнь и смерть больших американских городов», а именно: смотрят на город сверху и поэтому не представляют себе реальных последствий предлагаемых решений.

Представьте себе, что проект ТОЦ состоялся и вдоль Обводного день и ночь мчат автомобили. Что сможет появиться вокруг? Только многоэтажное жильё, торговые и реже офисные центры с большими стоянками, автосалоны. Инвестиционная привлекательность всех прилегающих территорий, а с ними и находящихся поблизости исторических памятников упадёт даже по сравнению с нынешним состоянием. Про красивую архитектуру, разнообразие, развитую инфраструктуру, гуляющих людей придётся забыть. Жители района, который вырастет на этом месте, выходя из двери подъезда, будут садиться в машину даже для того, чтобы попасть на другой берег. Отличие от Озерков останется разве что в меньшем расстоянии до Дворцовой площади. Центр Петербурга окажется островом в море многоэтажек, и возникнет риск затопления его берегов.

Идеальным, но сейчас, вероятно, недоступным вариантом компромисса было бы строительство тоннеля под Обводным каналом и, наоборот, сокращение количества полос движения на поверхности. Впрочем, есть мало сомнений в том, что в нынешнем состоянии экономики и градостроительства Петербургу не потянуть такой проект. Вероятно, решение стоит отложить, по крайней мере до появления более своевременных идей, чем ликвидация светофоров.

Есть множество других способов регулировать ситуацию с коммуникациями в городе. В первую очередь, конечно, стоит заниматься общественным транспортом - в конце концов, только он является единственным действенным спасением от пробок. Вместе с тем стоит соотносить планы любого нового строительства с возможностями дорожной инфраструктуры. Пока город бегает как белка в колесе: в то время как происходят какие-то положительные сдвиги, вроде появления кольцевой дороги, неумелое распределение нового жилья быстро нейтрализует их положительный эффект. Вокруг КАД уже построили столько муравейников, что скоро нам понадобится ещё одно кольцо. Не остановив этот процесс, мы едва ли приблизимся к реальному облегчению ситуации на дорогах.

Если правительству очень уж хочется сделать что-то хорошее для автомобилистов и быстро, то их в Петербурге не так сложно удивить. Достаточно устранить колеи в асфальте, хотя бы на Невском, Каменноостровском и Московском проспектах, чтобы петербуржцы ощутили, как что-то резко меняется к лучшему.

Обводный канал в Санкт-Петербурге изначально задумывался как судоходный. Другой, не менее важной целью его строительства являлся отвод избыточных вод из Невы в качестве защиты от наводнений. Если вторая задача была невыполнима в силу природных причин, то первая поначалу была достигнута: баржи и другие суда сновали по каналу, а его зеленые берега были излюбленным местом для прогулок и семейных пикников рабочих и других бедных слоев общества.

Погубила весь замысел промышленная застройка: многочисленные заводы вдоль одного из берегов канала спускали в его воды отходы производства, в результате канал обмелел, а вода стала издавать характерный «помоечный запах». В этом районе стали селится не только рабочие, но и маргинальные элементы, а окрестности канала приобрели дурную славу. Сегодня проводятся регулярные работы по очистке Обводного канала и благоустройству набережных, но судоходным ему не бывать еще долго.

Немалую толику к нехорошей славе Обводного канала добавили и таинственные истории и события, связанные с этим местом. Началось все еще при строительстве канала в 1803 году, когда солдаты и наемные работники наотрез отказались продолжать работы, заявив, что место здесь нехорошее, и «добра не выйдет». Только телесные наказания и угроза каторги смогли заставить людей продолжать строительство. Первые «страсти» начались лет через сто, в 1913 году, когда из канала выловили расчлененное тело мужа, убитого собственной женой. С этого момента на участке между Боровским мостом и устьем Волковки стали происходить необъяснимые события, а именно регулярные самоубийства, число которых росло с каждым годом. Самоубийцы сигали в зловонные воды с мостов и набережных, при этом чудом спасенные заявляли, что их толкала в воду неведомая сила, а некоторые повиновались странному голосу, звучавшему в голове.

Кабы не советская власть, возможно, церковь смогла бы чем-то помочь, но… В 1923 году началось строительство междугородного автовокзала на берегу Обводного канала и рабочие натолкнулись на древние каменные плиты, уложенные в круг и покрытые диковинными письменами. Старорежимного археолога, вызванного на место находки и просившего остановить строительство на месте капища, никто не стал слушать. Плиты вывезли и понаделали из них поребриков для Лиговского проспекта. Автовокзал успешно достроили, а самоубийства продолжились. В том же году утопилось 89 человек, один, правда, неудачно (то есть, наоборот, счастливо отделался). Спасти удалось ярого коммуниста и ленинца, приземлившегося на мелководье. В психиатрической больнице его лечением занялся профессор Ефимсон, который впал после этого случая в долгое раздумье.

Самоубийства продолжались с периодичностью в десять лет, то есть пик их приходился на 1933, 1943, 1953 годы и так до наших дней. На мостах даже стояли милицейские пикеты, останавливавшие незадачливых самоубийц от последнего шага. Многие из спасенных попадали к Ефимсону, который всерьез увлекся этой загадкой. Незадолго до Великой Отечественной Войны профессору Ефимсону и археологу, осматривавшему капище, довелось встретиться и обсудить все детали. Результатом стал поход профессора с докладом к самому товарищу Жданову. Профессора вежливо выслушали и отправили подлечить нервишки на Черное море.

Говорят, что профессор вел записи и в своих мемуарах раскрыл собственное видение этих необычных событий. Согласно легендам, именно на берегах нынешнего Обводного канала до XIV века находились поселения карелов. Шведский маршал Торкель основал здесь крепость Ландскрону, предварительно уничтожив местных жителей. А само капище предстало глазам маршала и его солдат в момент совершения на нем дьявольского шабаша со всей прилагающейся атрибутикой. Христиане не смогли этого вынести и предали язычников вместе с их колдунами огню и мечу. Порешили всех, а после испугались мести языческих богов. Нашелся некто, кто посоветовал избавиться от страхов, проведя собственное жертвоприношение. Все последующие беды, преследующие обитателей этих мест, в том числе и современных петербуржцев, - результат необдуманных действий предков нынешних шведов.

Возможно, способ избавления от проклятия кроется в зарисовках археолога, который успел запечатлеть надписи на древних камнях, но только где их теперь искать?

В середине XVIII века в соответствии с замыслом великого градостроителя А.В.Квасова был прорыт канал от Екатерингофки до Лиговского канала (сейчас Лиговский проспект). Проект Обводного канала принадлежит инженеру Л.Л.Карбонье. Со стороны города канал был укреплен валом, как оборонительный объект. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей. Заставы, находящиеся при въезде в город, осуществляли паспортный контроль и досмотр товаров. Обводный канал также служил целям санитарной защиты на случай эпидемий.

Второй этап строительства Обводного канала начался по указу Александра I. Согласно новому проекту канал должен был представлять собой транспортную магистраль, соединяющую Неву и взморье, минуя центр города. В 1805 году инженером и генерал-лейтенантом И.К.Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, работы по расширению русла и донноуглубительные работы.

Строительству сопутствовали сложные инженерные проекты по засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного моста в месте пересечения с Лиговским каналом, устройство нового русла реки Монастырки. Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года и продолжены в 1816-1821 годах под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Клапейрона. В октябре 1833 года Обводный канал был открыт для судоходства. Он представлял собой сложное для тех времен гидротехническое сооружение, с земляными откосами, укрепленными шпунтом, и булыжной бермой. Через канал были перекинуты деревянные и чугунные мосты, в том числе мост-акведук через Лиговский канал.

Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортная доставка грузов к быстрорастущим промышленным предприятиям. При прокладке Николаевской и Царскосельской железных дорог через канал были перекинуты путепроводы. Строительство промышленных предприятий повлекло за собой застройку вокруг них рабочих кварталов и социальной инфраструктуры. Для предприятий промышленности канал служил как источником воды, так и коллектором, собиравшим сточные воды фабрик и заводов. Судоходство прекратилось в начале XIX века в связи с увеличением осадки судов.

Панорама Обводного каналаДальнейшее обустройство Обводного канала происходило уже в советское время. В 1930-х годах была проведена реконструкция канала под руководством архитектора К.М.Дмитриева и инженера И.Б.Тарасенко. Была проведена расчистка и углубление канала, берега канала от Ново-Калинкина до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского до Лиговского проспекта были укреплены бетонированной стеной и набережные были вымощены диабазом. В тот же период большинство деревянных мостов были заменены на более современные. Были возведены Шлиссельбургский, Ново-Калинкин и Ново-Петергофский мосты.

В послевоенный период продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных канала. В 1960 году поступило предложение засыпать канал и превратить его в автомагистраль, но предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции. Был сооружен подземный коллектор, новые набережные и мосты.

На сегодняшний момент через Обводный канал перекинут 21 мост, 2 моста — железнодорожные. В застройке набережных доминируют краснокирпичные заводы, с высокими дымовыми трубами, водонапорные башни, вокзалы и депо. Со временем Обводный канал перестал быть водной магистралью и превратился магистраль транспортную.

Кроме этого Обводный канал играет важную архитектурно-историческую роль, как характерный, промышленный район города. Многие здания по его берегам являются историческими памятниками, сам канал также имеет историческую ценность как сложное гидротехническое сооружение. Исторический интерес представляют такие здания как — здание бывшей Духовной академии, Измайловские провиантские магазины, комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, особняк Т.Дылева.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, церковь св.Мирония лейб-гвардии Егерского полка, церковь Воскресения Христова, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО«Красный треугольник»), Дом просветительных учреждений.

Обводный канал был задуман как дамба, защита города от наводнений, но так как природа наводнений в те времена была еще мало изучена, свое предназначение канал так и не выполнил. Сегодня Обводный канал это часть жизни и настроения Санкт-Петербурга.

«Тёмные улицы рождают тёмные чувства» (М.Кузмин)

Впервые проект нынешнего Обводного канала появился в 1763г. К строительству канала или выгонного рва приступили в конце 1760-х г.г. и к концу 1770-х довели его почти до Лиговского канала. Обводный канал образовывал границу города, как бы обводя его с юга.
Второй этап строительства Обводного канала начался в 1805 г., после того, как Александр I указом от 23 декабря 1804 года повелел начать в следующем году работы по устройству Обводного канала и сооружению каменного акведука в месте его пересечения с Лиговским. 25 октября 1833 года Обводный канал был торжественно открыт для судоходства. В результате протяженность Обводного канала, соединившего Неву и реку Екатерингофку, составила более более 8 км, в него впадают реки - Монастырка и Волковка. Берега канала стали активно застраиваться. Прежде всего, широкие возможности открывались для возникновения промышленных предприятий: многим производствам требовалось большое количество оборотной воды. Вдобавок, это была удобная и дешевая транспортная артерия для перевозки сырья и готовых изделий. Вдоль канала начали интенсивно строиться заводы и фабрики, склады.В формировании образного ряда Обводного канала доминировали промышленные корпуса.

В восприятии петербуржцев Обводный канал слыл мрачной промышленной окраиной города.

Дымили газовый завод, трубы электростанции, заводов и фабрик. При юго-западном ветре канал обволакивали удушливые запахи мыловаренного и костеобжигательного заводов. Сквозь дым бесконечных труб котельных тускло светились керосиновые и газовые фонари, окна гигантских фабрик, казарм рабочих, кабаков и лавок. Сладковатый запах солода доносился со стороны двух заводов – Ивана Дурдина и Калинкинского пивоваренного. Берега канала были захламлены, здесь часто коротали ночи нищие и бродяги. По утрам вдоль длинных корпусов резиновой мануфактуры «Треугольник» выстраивались бесконечные очереди женщин, нанимавшихся на поденную работу.

Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «Окрестности нашего жилища были мрачные, недалеко пролегал жуткий Обводный канал, а наша улица упиралась в Забалканский (сейчас Московский) проспект, всегда грохочущий от ломовиков, полный суетливого люда, одна из самых безобразных и даже страшных улиц, настоящий Питер. В осеннюю липкую слякоть и унылый, на много дней зарядивший петербургский дождик, казалось, вылезали изо всех щелей петербургские кошмары и «мелкие бесы», и я спешил пройти скорее угнетавшие меня места, подняв воротник до ушей и проклиная гнилую питерскую погоду, лужи и мокроту, забиравшуюся всегда в калоши». Эта образная характеристика историко-архитектурной среды Обводного канала оставалась за ним на протяжении всего прошлого века, несмотря на многочисленные преобразования в области нового строительства и благоустройства набережных.

Поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский, в детстве какое-то время там живший, называл Обводный «полным индустриальным потусторонним миром».

С Обводным каналом связана одна древняя и кровавая легенда. Средневековая хроника Эрика Абосского гласит: в 1300 году маршал Торкель основал устье реки Охты крепость Ландскрону.
Хроника Эрика (Erikskrönikan) является одним из древнейших шведских литературных памятников. Она была составлена в 20-е годы XIII в. неизвестным автором. В основу рифмованной хроники положена история династии шведских конунгов — Фольгунгов — с момента ее основания в середине XIII в. до вступления на трон Магнуса Эрикссона в 1319 г. Хроника названа по имени отца Магнуса Эрикссона, герцога Эрика, который является ее главным героем.

Владычество шведской короны на берегах Невы закреплялось жестоко. Отряды маршала огнем и мечом прошлись по карельским поселениям на реках Кеме (Фонтанка) и Сутилла (Волковка). Там, наберегах Сутиллы, шведы наткнулись на капище, где идолопоклонники устраивали нечестивые шабаши, принося в жертву своим богам животных и собственных младенцев. Гнев ревностных христиан был беспределен: солдаты с яростью принялись сокрушать истуканов. И вот в самый разгар погрома из густого ельника появился безумный старик отвратительного вида и стал призывать на головы погромщиков месть всех сил Тьмы. Солдаты тут же убили старого нечестивца, но страх от заклинаний проник глубоко в их души, поскольку в те время рассказы о страшных возможностях карельских колдунов заставляли трепетал всю Скандинавию.

В Ландскроне нашелся некий человек весьма сведущий в темных, запретных учениях, который предложил вышибить клин клином. Маршал Торкель был непреклонным ревнителем веры, но все же согласился на сомнительное предложение.

В одну из ночей на месте бывшего капища состоялся не менее гнусный и отвратительный шабаш, чем те, что разворачивались здесь прежде. Чтобы лишить заклинания колдуна силы, в жертву дьявола было принесено пять молодых карелок. Их кровью окропили гранитные плиты с выбитыми на них магическими словами и знаками, а трупы бросили в одну яму вместе с трупом колдуна. Затем знаток потусторонних тайн навечно заклял дух злобной старикаи в завершение осквернил святое распятие. Как далее повествует хроника, едва святотатство свершилось, по ночному лесу разнесся ужасающий хохот и внезапно поднявшимся вихрем с корнем опрокинуло огромную ель.

В наше время Обводной канал в Санкт-Петербурге постоянно уменьшается. В определённых местах глубина канала достигает не больше метра. Ширина тоже уменьшается, потому что канал постепенно зарастает камышом и водорослями, к тому же, на нём появились небольшие островки.

Вода в этом канале считается особенно грязной, и рыбу, которая сюда прибывает из Невы, ловить то можно, но есть не советуют.

Так как Обводной канал очень мелкий, его давно собирались осушить, ещё при Николае Втором, когда по этому каналу перестали ходить судна. Затем советские власти пришли к точно такому же выводу. В 1960-е в Ленинграде власти решали, что канал нужно либо благоустроить, либо засыпать. И всё же тогда решили канал благоустроить.

Возле завода "Красный треугольник" появилась первая набережная из гранита. Однако за все 50 лет канал так ни разу и не почистили.

Экологи относят окрестности Обводного канала к числу наиболее загрязненных и депрессивных районов. Санкт-Петербурга. Территория легендарного, а ныне полузаброшенного ПО «Красный треугольник» буквально пропитана ядохимикатами, вода канала давно имеет маслянистый блеск от растворенных в ней промышленных отходов, на набережной можно встретить разрушающиеся постройки. Тут постоянно случаются ограбления, драки, убийства, не говоря уже о бытовых ссорах. Многие встречают на Обводном канале каких-то странных людей, одетых в не менее странные разноцветные лохмотья, кто-то утверждает, что видел здесь призраков. У особо чувствительных возникает ощущение, что тёмные воды манят к себе, зовут в потустороннее царство. Кому-то и вовсе кажется, что из канала тянутся страшные призрачные руки. За долгие годы канал приобрёл репутацию своеобразного «рая» питерских самоубийц.

Экстрасенсы и парапсихологи негласно подтверждают присутствие над каналом негативных энергетических сущностей, воздействующих на психику как местных жителей, так и случайных прохожих. Люди проваливались на Обводном канале во временные дыры, кого-то «поглощал» мистический туман над мостами, кого-то посещали на набережной до того странные мысли, что он невольно вздрагивал.

Так что пока Обводный канал так и остаётся мрачной, депрессивной водной артерией с энергией, порождающей тёмные мысли и странные чувства.

Район Обводного канала в старину был окраиной города и пользовался дурной славой гиблого места. Сейчас это почти центр. Дома на набережной канала ремонтируют, красят, сдают в аренду для офисов, недавно открылась новая станция метро. Но позитивной атмосферы району это не добавляет.

Вид на Обводный канал (конец 19 - начала 20 века).
В дневнике пра-пра-дедушки я прочитала зловещую историю.

189* год
Из дневника Николая Вербина

В этот пасмурный день занесла меня нелёгкая на окраину, в район «Новой Канавы»*. Место неприятное и мрачное. Спешно идя вдоль берега, я старался не смотреть на тёмные воды, от одного взгляда на которые становилось беспокойно на душе. Вдруг будто-то какая-то сила заставила меня остановиться и повернуться к воде. Закружилась голова, и я опереся на перила - казавшиеся тонкой преградой между миром живых и миром мёртвых.

В мутной воде я увидел тело молодой женщины в белом одеянии, она лежала, скрестив руки на груди. На бледном лице застыла печать предсмертной боли.

*«Новая Канава» - одно из названий «Обводного Канала» в 19 веке.


Мои фото, сделанные при прогулке по набережной канала
Я подбежал к городовому и сбивчиво рассказал об увиденном.
- Опять кого-то привидения уволокли! – проворчал полицейский, отправляясь за мной.
Когда мы подбежали, никого на воде не было. Течение канала не могло унести тело далеко. Мы прошли вперед, но ничего не нашли.

Вам привиделось, - с облегчением вздохнул городовой.
Видя мое недоумение, он пояснил.
- Место тут гиблое, вот и мерещиться всякая чертовщина. И это хорошо, что вас за собой в воду привидения не потащили. Бывает тут такое частенько. Идет себе человек, и вдруг остановится и через ограду в воду… Сам видел…

Меня поразила уверенность городового. Обычно они посмеиваются над мистическими домыслами.

Привыкли мы уже, - продолжал собеседник, - одного такого самоубийцу мой товарищ спас. Успел за шиворот оттащить. Несчастный не сразу очнулся от чар привидений, потом начал рассказывать будто-то кто-то невидимый его силой в воду скинуть хотел.

Какие легенды хранит это мрачное место? Чьи души не упокоились? – спросил я.

Чьи души бродят, мне неизвестно. Они тут со старых времен, как поговаривают. Когда канал рыли, рабочие такие страсти рассказывали, - городовой перекрестился.

Я серьезно относился к мистицизму и задумался.
- Чтоб место такую темную силу имело, тут много людей должно быть убито, которых не похоронили по обряду.

Городовой со мной согласился.
- Еще говорят, что жил тут в старину чёрный колдун, который открыл ворота в Ад, вот чертовщина и лезет, - высказал он еще одно предположение.

Я перевел взгляд на тёмную воду канала, которая выглядела зловеще. Средь вод реки мне почудилось уродливое лицо, искаженное злобной гримасой. Казалось, что я даже слышал его смех. Глубоко вздохнув, я отвернулся - это стоило немалых усилий. Жуткая физиономия будто гипнотизировала.

Бывало и похуже, - вспомнил городовой, - в канал младенцев кидали, а потом следом кинуться хотели, когда поняли, что натворили…

Собеседник вдруг вздрогнул - будто неловкий прохожий задел его - и настороженно огляделся по сторонам.
- Не надо нам близко у воды стоять, - сказал он, спешным шагом отходя от ограды.
Я послушно последовал совету. На этом мы и простились.

История «Новой Канавы» не давала мне покоя. Я не мог не думать о таинственных призраках, которые манят людей тёмные воды.

История проклятья
Благодаря моему приятелю, увлеченному историей, мне удалось заполучить записи ученого, занятого изучением жизни народа карелов - былых хозяев земель, на которых построен Петербург.
Оказалось, что место «Новой канавы» пользовалось дурной славой еще до времен Петра Великого. Местные жители старались обходить его стороной.

В Средние Века шведский военачальник Торкель вторгся в карельские земли, и будучи добрым христианином разгромил языческое капище, расположенное на месте нынешнего канала…

Читая записи, я сам не заметил, как погрузился в сон.

Мне снились рыцари, огнем и мечом выжигающие ересь «дикарей». Кругом крики, стоны и огонь, испепеляющий все на своем пути…
Вдруг путь рыцарям преградил уродливый человек (похоже, его жуткое лицо померещилось мне в водах реки). Он стоял, подняв вверх руки, и что-то гневно бормотал, глядя на врагов. Можно предположить, что он насылал на их головы самые страшные проклятья. Один из рыцарей прервал речи колдуна, отрубив ему голову ударом меча.

Затем мой сон переменился. Я очутился в шатре военачальника шведских рыцарей. Он беседовал человеком, окутанным в черное, лица которого я не увидел… Удивительно, но я знал, о чем они говорят! Нужно остановить проклятье колдуна, иначе на захватчиков падёт самый страшный мор.

И снова сон переменился. Я увидел пять юных девушек в белых нарядах, их хладнокровно убили ударом кинжала. На мгновение лицо одной из них показалось мне знакомым - да, это ее тело я видел плывущим по водам «Новой канавы»…
Кровью несчастных дев обмазали гранитные плиты, а их тела бросили в яму вместе с телом колдуна.

Подручный маг рыцарей прочитал заклинание и осквернил святое распятье (как добрые христиане осмелились на такое святотатство?).
В этот момент вдруг раздался зловещий хохот, налетел вихрь, опрокинувший ель возле святилища…

Я очнулся. Затем, пролистав записи, я понял, что мне во сне привиделась история проклятья «Новой Канавы». Место, где свершилось столь чудовщное злодеяние, будет проклято навсегда!
Меня поразила жестокая расправа «благородных рыцарей» над юными карелками.

Злодеи хотели обезопасить себя от нечистой силы, но вместо этого выпустили зло на свободу…

Проклятья канала в 20 веке
Прочитав жуткую историю из дневника пра-пра-дедушки, я решила побывать на Обводном канале. Хотелось узнать, вызовет ли это место дискомфорт. Я старалась не думать о прочитанном, чтоб не внушить себе желаемые ощущения.
Подойдя к набережной канала, почувствовала беспокойство и желание уйти. Ужасно разболелась голова.

Когда я переходила через мостик с одного берега канала на другой, налетел сильный порыв ветра (хотя погода была безветренна). Мне послышался чей-то зловещий шёпот на незнакомом языке. Я вздрогнула, надеясь, что это всего лишь ветер просвистел в ушах.

Немного пройдя вдоль набережной, я встала у парапета.
- Не надо так близко у воды стоять, - окликнула меня пожилая женщина.
- Проклятье канала? - вдруг спросила я.
Прохожая, довольная, что я ее поняла, энергично закивала.

Мне мама много ужасов рассказывала, - вздохнула женщина. – И моя старшая сестра в канале погибла… Я всегда прихожу сюда в день ее смерти… Сестру я никогда не видела, она погибла до моего рождения, но в этот день меня сюда тянет… Хотя с этого района я давно переехала, видеть это место не могу!

Собеседница прослезилась.
Я спешно пробормотала слова соболезнования.

Мне мама много страшного рассказывала. Она еще девочкой была и слышала, как давно в 20е годы, когда теплотрассу прокладывали, тут откопали древние гранитные надгробия. Тогда в сверхъестественное не верили и разворотили всё. Но простые люди шептались, что злобный дух выпустили на свободу - жди несчастий.
Несчастья случились скоро, в 23-м году начались самоубийства, больше 80 человек погибло.

Гранитные плиты! Мне вспомнились строки дневника пра-прадедушки. Возможно, под этими плитами были похоронены убитые карелки и колдун.

Только одного сумоубийцу спасли, - продолжала женщина, - человек был уважаемый, лично с Лениным знакомый. Он рассказывал, будто какая-то сила его толкнула, но ему не поверили и упрятали в психушку.

Знатный "помполито" решился на самоубийство? Не верится!

Потом в 33м году снова начались массовые самоубийства, больше 100 человек погибло. И так каждые 10 лет… Я с ужасом жду 2013 года…
Женщина вздохнула.


Тёмные воды канала
- И все равно к воде подходить опасно в любой год, - продолжала она, - одиночные случаи самоубийств, как мама говорила, тут каждый год бывали… И я рада, что уехала из этого района, чтоб мои дети и внуки от этого места подальше были!
- Место жуткое, - поморщилась я.

Сама я тоже чуть не свалилась в воду, - женщина махнула рукой в сторону мостика, на котором мне послышался зловещий шёпот, - девчонкой была, глупой. Лет 13 мне было. Стояла, наклонившись над перилами, хоть родители запретили так делать. И вдруг мне захотелось в воду нырнуть, на самое дно опуститься… даже ниже дна… куда-то поглубже… И какой-то невидимка меня начал за плечи тянуть… Это хорошо что мимо люди проходили, о чем-то громко разговаривали, благодаря им я очнулась.
Собеседница повздыхала об ужасах проклятого места.

Мне вспомнилось, что участок пути на метро между станциями «Звенигородская» и «Волковская» (станция "Обводный канал" находится между ними) всегда вызывал у меня странное беспокойство. На этом пути всегда чувствовался какой-то неприятный холод. Хотелось, чтоб поезд местро побыстрее проехал это место. Тогда мистическую историю я не знала, а станция "Обводный канал" не была открыта.

Говорят, что на Обводном канале всегда ветер, даже если в городе штиль.


Здания заброшенных старых довоенных заводов


В начале 20 века Обводный канал был заводской окраиной

Стихи об Обводном канале

Группа "Тамбурин"
По обводному каналу

Рекомендую послушать песню. Очень понравилась.

Мимо фабрик, вокзалов, в цепочке мостов
Сонно тянется серая змейка,
Змейка мутной воды, уносящей мечты
Далеко, далеко к синим рекам.


Обогнув свой квартал, тихо шел человек,
Столь знакомый мотив напевая.



И мелькание дней непохожих.

Всё бежит, всё бежит, всё куда-то спешит,
Забываясь и снова встречаясь.
На скамейке в саду мирно дремлет старик,
Улыбаясь, о чем-то мечтая, -

По Обводному каналу вечно ветер гуляет,
Дует в спины и лица прохожих,
Звонких рельсов узлы, пыль с машин грузовых
И мелькание дней непохожих.

Николай Заболоцкий
Обводный канал

В моем окне на весь квартал
Обводный царствует канал.

Ломовики, как падишахи,
Коня запутав медью блях,
Идут, закутаны в рубахи,
С нелепой важностью нерях.
Вокруг пивные встали в ряд,
Ломовики в пивных сидят.
И в окна конских морд толпа
Глядит, мотаясь у столба,
И в окна конских морд собор
Глядит, поставленный в упор.
А там за ним, за морд собором,
Течет толпа на полверсты,
Кричат слепцы блестящим хором,
Стальные вытянув персты.
Маклак штаны на воздух мечет,
Ладонью бьет, поет как кречет:
Маклак - владыка всех штанов,
Ему подвластен ход миров,
Ему подвластно толп движенье,
Толпу томит штанов круженье,
И вот она, забывши честь,
Стоит, не в силах глаз отвесть,
Вся прелесть и изнеможенье.

Кричи, маклак, свисти уродом,
Мечи штаны под облака!
Но перед сомкнутым народом
Иная движется река:
Один сапог несет на блюде,
Другой поет хвалу Иуде,
А третий, грозен и румян,
В кастрюлю бьет, как в барабан.
И нету сил держаться боле,
Толпа в плену, толпа в неволе,
Толпа лунатиком идет,
Ладони вытянув вперед.

А вкруг черны заводов замки,
Высок под облаком гудок.
И вот опять идут мустанги
На колоннаде пышных ног.
И воют жалобно телеги,
И плещет взорванная грязь,
И над каналом спят калеки,
К пустым бутылкам прислонясь.


Современное здание торогового центра. Там же вход в метро

Тикки Шельен ("Башня Rowan")
Обводный канал

Слушать песню

Я живу в горбатом полусонном переулке, и в моем горбатом сердце печаль.
Бог есть любовь, а что за любовь без пива, значит, вместе мы отыщем Грааль.
Время растянется и лопнет, время хлопнет по лбу, как резиновый мяч.
Времечком по темечку – и вышибет вон.
Тише, мой горбатый друг, Танечка, не плачь!

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Однажды вечером наступит лето,
И я окликну тебя с того света,
Подари от меня букет фиалок самой голосистой медсестре.
Типа лето на дворе.

Тяжело быть толстым, только толстый может до конца оценить размер.
Мир не любит толстых, и поэтому к толстым применяется множество мер.
Никогда не верь веселым толстякам, каждый толстый изнутри больной.
Это Бог наполняет его грустью, заставляет
Груз грусти таскать с собой.

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Летний вечер настанет однажды,
И мы с тобою умрем от жажды,
И я дам тебе испить из одного со мной бокала
Воды Обводного канала.

А по Обводному каналу течет мое резиновое время,
И черно-красный Треугольник молча салютует ему.
Где-то там, на Турухтанных островах,
где пожилые турухтаны поют на ветвях,
там находится все, что когда-то кануло во тьму.
Твое потерянное детство.
Мой ненайденный Грааль.

Все вращается, друзья мои,
Мир вращается, друзья мои.
Однажды летом наступит вечер,
И мы пойдем с тобой друг другу навстречу,
И отдадим друг другу ключи от наших самых сокровенных городов.
Такое дело, любовь


Вид на проспект через канал.

Станция метро
Современная стильная станция метро "Обводный канал".



error: Контент защищен !!