Что значит кейс в интернет. Что такое бизнес кейс

Введение в кейс-метод: что такое кейсы и зачем они нужны

О кейсах говорят, кажется, все: их разбирают на ключевых отраслевых конференциях, их решают на крупнейших студенческих чемпионатах, да что там, даже девятиклассники сбегают с контрольных и олимпиад, чтобы вместе с командой отчаянных друзей сразиться за победу в кейс-соревновании. Вас еще не поглотила кейс-волна? В этой статье мы объясним, почему в нее обязательно нужно попасть, и расскажем, с чего начать. Самое главное - понять как подходить к бизнес-задачам. А потренироваться на практике вы сможете на Школе Changellenge >> - решите четыре кейса из различных индустрий.

Что такое кейсы и кейс-метод

Кейс (от англ. сase) - это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах.

Соответственно, решить кейс - это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения. В чем преимущества кейс-метода по сравнению с традиционными методами обучения? Назовем три самых главных:

  • Практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.
  • Интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.
  • Конкретные навыки. Кейс-метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.

Совместный разбор жизненных ситуаций - универсальный способ обучения, поэтому аналоги решения кейсов можно найти еще в античности. Спартанские юноши разбирали со своими наставниками ситуации, возникающие на поле боя, а обсуждение «случаев» со своими учениками было излюбленным методом Сократа.

В современном виде кейс-метод зародился в 1870-е годы в Гарвардской школе права, а в бизнес-обучении утвердился с 1920-х годов. Преподаватели первых программ МВА были учеными, а не бизнесменами, и они столкнулись с тем, что невозможно было обучить студентов ведению бизнеса исключительно при помощи лекций и учебников. Альтернативой учебникам стали интервью с ведущими предпринимателями и топ-менеджерами компаний и написанные на их основе подробные отчеты о том, как они решали ту или иную ситуацию, а также о факторах, влияющих на их деятельность. С тех пор анализ бизнес-ситуаций стал важным элементом подготовки будущих менеджеров в бизнес-школах. Преподаватели Гарвардской школы бизнеса активно способствовали его распространению, публикуя книги, учебные пособия, сборники кейсов и проводя семинары для преподавателей. Сейчас решение кейсов как метод обучения используется во всех ведущих бизнес-школах, университетах и корпорациях.

Профессор HBS Крис Кристен сен (Chris Christensen) написал сотни кейсов и считается чемпионом по обучению кейс-методу

Отличительные особенности кейс-метода

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Казалось бы, все просто. На самом деле существует несколько подводных камней, способных озадачить участников, впервые имеющих дело с кейсами.

Во-первых , кейс не имеет правильного ответа. Оптимальное решение может быть одно (при этом оно не всегда может быть реализовано в реальной ситуации), а вот эффективных решений - несколько.

Во-вторых , вводные кейса могут противоречить друг другу или постоянно меняться. Кейс строится на реальных фактах и имитирует настоящую жизненную ситуацию, а в жизни не раз приходится сталкиваться с подобными проблемами.

В-третьих , как правило, кейсы решаются в условиях ограниченного времени. В бизнесе редко есть возможность выяснить все детали и иметь перед глазами полную картину.

Как пишутся кейсы

Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес-журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.

Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной компании. При необходимости бизнес-ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию. Чтобы сделать кейс более приближенным к реальности, его готовят в тесном сотрудничестве с представителями компании: авторы кейса обсуждают проблему с топ-менеджерами, проводят интервью с сотрудниками, собирают данные из разных отделов. Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов консалтинговых компаний, исследований рынков, информации для инвесторов, статистических данных.

Поскольку цель кейса - обучение и/или проверка конкретных умений, в него закладывается комплекс знаний и практических навыков, которые участникам нужно получить, а также устанавливается уровень сложности и дополнительные требования.

Качественный кейс должен объединять в себе пять ключевых аспектов:

Кейсы различаются по формату использования и уровню сложности.

По формату использования выделяют:

  • Executive-кейсы (1–2 стр. и менее). Участники знакомятся с кейсом непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
  • Тематические кейсы (3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка участников.
  • Гарвардские кейсы (в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.

По уровню сложности кейсы могут быть:

  • Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.
  • «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.
  • Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные.

Структура классического (гарвардского) кейса

Как используют кейсы в зарубежных бизнес-школах

Кейсы впервые стали использоваться при обучении в Гарварде (США), и с тех пор Гарвард во многом определяет формат кейс-образования во всем мире. Обучение в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School, HBS) практически полностью построено на анализе кейсов, а в библиотеке школы собрана самая большая коллекция кейсов в мире. Классический гарвардский кейс - это большой по объему кейс (20–25 страниц текста плюс 8–10 страниц иллюстраций и приложений), где есть главный герой и его история. Особенность применения кейс-метода в HBS - поиск единственно верного решения.

В Школе управления им. Дж. Кеннеди (John F. Kennedy School of Government, HKS) кейсы применяются для обучения государственных служащих, и их темы связаны с вопросами государственной политики и лидерства. Главный герой кейса, как правило, находится на государственной службе или является официальным лицом некоммерческой организации. Кейсы HKS могут затрагивать такие темы, как «Возрождение Руанды после геноцида», «Ураган Катрина» и т. п. Обсуждение кейсов в HKS носит скорее научный и концептуальный характер, в то время как в бизнес-школах кейс-метод - это решение конкретной проблемы с разработкой плана действий.

В медицинском образовании примером использования кейс-метода может служить обучение в Медицинской школе Гарварда (Harvard Medical School). Традиционно будущих врачей допускали до работы с пациентами с третьего курса, а первые два года им давалось исключительно теоретическое образование с огромным объемом материала для запоминания. Студенты изучали биологию, физиологию, анатомию, биохимию и другие дисциплины. В 1985 году декан школы Даниэль Тостезон (Daniel Tosteson) предложил использовать кейсы для того, чтобы снизить информационную нагрузку на студентов и ввести в программу элементы активного обучения.

Работа с медицинскими кейсами отличалась от решения бизнес-кейсов своим форматом. Студенты работали в небольших группах, по 6–8 человек, и получали материал непосредственно на занятии, а не знакомились с ним заранее. Кейс состоял из 5–6 частей, которые последовательно разбирались на нескольких занятиях. Как правило, в первой части описывалось начальное состояние пациента и симптомы болезни, вторая содержала в себе результаты первичного осмотра, последующие части были посвящены результатам анализов, диагнозу специалистов, назначенному лечению, реакции пациента на это лечение и дальнейшему прогрессу лечения.

В ходе обсуждения от студентов не требовалось предлагать готовые решения. Цель заключалась в том, чтобы поставить дальнейшие вопросы, выдвинуть гипотезы, выявить пробелы в знаниях и в итоге сформировать план для самостоятельного изучения материалов по теме, с которым студенты на несколько дней отправлялись работать в библиотеку. После этого преподаватель предлагал для обсуждения следующую часть кейса. Таким образом, с введением кейсов в обучение студенты уже на начальных курсах погружались в мир врачебной практики вместо чисто теоретической подготовки.

В европейской традиции бизнес-образования изначально утвердился немного иной формат обучения. Первые программы МВА во Франции, Швейцарии, Великобритании и других странах длились в среднем 12 месяцев (вместо двухгодичных программ, как это было принято в США) и были рассчитаны на студентов, уже обладавших практическим опытом в управлении бизнесом.

Эта прагматическая ориентация и приближенность к миру реального бизнеса нашла свое наиболее законченное выражение в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School, MBS) и, соответственно, так называемой манчестерской школе кейсов. В отличие от гарвардских кейсов манчестерские кейсы в полтора-два раза короче и в них принципиально отсутствует правильное решение, которое вырабатывается в ходе открытых обсуждений. Кроме того, Манчестерская школа бизнеса пытается еще больше приблизить свои кейсы к реальности: она практикует краткосрочные стажировки студентов (проектный метод обучения), где перед ними ставится задача справиться с конкретной трудностью, которую компания испытывает в настоящий момент. За счет прохождения практики обучение в MBS длится чуть больше - 18 месяцев. В среднем на лекции приходится 30 % всего учебного времени, решение кейсов занимает 25 %, а участие в рабочих проектах - 45 %.

  • Каждый год преподаватели HBS создают на основе реальных бизнес-ситуаций около 350 кейсов. На написание кейса уходит от одного до четырех месяцев.
  • В разгар Второй мировой войны преподаватели HBS написали 600 специальных кейсов для обучения военных сотрудников.
  • В среднем за два года каждый слушатель программы МВА в HBS изучает 500–600 кейсов и тратит на это до 80–90 % своего учебного времени.
  • В HBS распространена практика, когда реальный прототип главного героя кейса присутствует при его разборе (лично или в видеорежиме), отвечает на вопросы студентов, комментирует их решение и объясняет, как и почему он поступил в реальной ситуации.
  • В мае 2008 года в HBS было принято решение диверсифицировать формат кейсов, сделать их более изящными, литературными, в яркой обложке и продавать как книги возле касс в магазинах. Подобные кейсы могут предназначаться, например, для домохозяек. Для этого HBS уже подписала контракт с популярным американским автором женских романов Даниэлой Стил.
  • Считается, что чаще всего героями кейсов являются топ-менеджеры. Однако также существуют кейсы, посвященные спортсменам, деятелям культуры, общественным лидерам и государственным служащим. Так, известны кейсы, посвященные бывшему главному тренеру «Манчестер Юнайтед» сэру Алексу Фергюсону, теннисистке Марии Шараповой и даже Леди Гаге.
  • В HBS функционирует Kids Case Discussions - специальный детский класс для детей выпускников школы. Занятия проводят преподаватели университета, и дети обсуждают с ними настоящие, неадаптированные гарвардские кейсы
  • Около 80 % кейсов, использующихся для обучения во всем мире, написаны преподавателями Гарвардской школы бизнеса (HBS). Эти бизнес-задачи подробно разбираются на Школе Changellenge >>, а знания применяются на практике. Вы на протяжении одной недели будете вместе с другими участниками интенсива реализовывать консалтинговый проект с настоящим клиентом.

Научиться решать бизнес-задачи вы сможете на Школе Changellenge >>. Вы разберете четыре кейса из различных индустрий: банкинга, консалтинга, IT и FMCG. А на третьей неделе образовательного интенсива реализуете консалтинговый проект с настоящим клиентом.

Люди традиционно считают практику лучшим учителем, причем это касается почти всех сфер жизни. Не исключение и предпринимательство. Сегодня достаточно новая для российских обывателей методика бизнес-кейсов приобретает значительную популярность и массовость. Она применяется, как правило, в образовании и в деловой среде, например при проведении собеседований. Обсудим виды кейсов в бизнесе, а также рассмотрим конкретные примеры с решениями.

Бизнес-кейс – это…

Метод кейсов придумали гарвардские ученые в начале двадцатого века. Само понятие «кейс» возникло от латинского «casus» – странный, непонятный случай. Специалисты Гарвардской школы бизнеса пришли к выводу, что подходящих учебников для предпринимателей просто нет – старые банально устарели, а новых, актуальных для современного мира, пока не написали. Будущим бизнесменам необходимы практика, реальная жизнь и факты. Поэтому у ведущих менеджеров и успешных деловых людей взяли подробные интервью об их работе (особенно о ее сложностях), впоследствии ставшие основой для создания бизнес-кейсов.

Преподаватели предлагали их студентам для обсуждения, а ученики должны были постараться найти эффективную стратегию, в соответствии с которой необходимо действовать, чтобы преодолеть трудности. Главной особенностью кейсов в бизнесе является то, что верного ответа может фактически и не быть, так как это не математика, где уравнение всегда имеет только одно правильное решение. Для тех, кто работает с головоломками в области бизнеса, важно найти наилучший выход из непростой ситуации – красивый и изящный, не всегда очевидный, но оптимальный. То есть при анализе решений бизнес-кейсов во главу угла ставят индивидуальный подход, умение неординарно мыслить и адекватно и всесторонне воспринимать имеющуюся проблему.

Важно: бизнес-кейс представляет собой подобранный материал, отражающий какую-либо сложную ситуацию в бизнесе (часто реальную, но иногда и выдуманную), которая требует от руководящего звена принятия управленческих решений. В ходе поиска ответа тестируемому человеку необходимо предложить эффективные варианты и обосновать их целесообразность.

В настоящее время можно выделить две основные сферы применения кейсов:

  • процесс обучения студентов;
  • проведение собеседований при приеме на работу.

В России кейс-метод стал получать распространение с 90-х годов. После распада СССР возник некий образовательный коллапс – советские учебники потеряли свою актуальность, а новых еще не было. Обучение по старым стандартам длилось довольно долгое время… Удивительно – страны уже не существует, а методички и пособия – вот они, учитесь, студенты! А какая польза будущим предпринимателям от информации, которая устарела и больше никоим образом не применима к современным реалиям? Никакой. По этой причине многие преподаватели при подготовке учебных материалов стали руководствоваться реальными примерами из бизнеса.

Учиться не поздно никогда, даже Сбербанк создал для управленческого персонала. Сейчас в нашей стране есть большое количество обеспеченных деловых людей, сумевших найти свою нишу и заработать. Неудивительно, что могут немало рассказать о бизнесе, причем эта информация будет иметь именно практическое значение. На основании взятых интервью специалисты составляют бизнес-кейсы, которые используются и в процессе обучения будущих бизнесменов, и в организациях, желающих собрать в своих стенах команду настоящих профессионалов.

Конечно, любой руководитель стремится к тому, чтобы сформировать в компании хороший штат сотрудников, которые будут работать максимально эффективно. Но не всегда стандартное собеседование позволяет объективно оценить потенциал кандидата. Как понять, что человек умеет мыслить нешаблонно, анализировать данные, быстро считать, принимать решения, ориентируясь на ключевые моменты и отбрасывая ненужные? Здесь как раз и подойдут бизнес-кейсы. Они помогут определиться – обладает ли потенциальный работник стрессоустойчивостью, логикой, неординарным подходом к трудностям, уверенностью в своих силах и способностями к коммуникации. Любое собеседование – это всегда процесс волнительный, поэтому некоторым сложно раскрыться и показать себя, однако и в бизнесе давление присутствует постоянно, а значит, люди должны быть готовы и адаптированы к этому еще на стадии желания найти новую работу.

Разумеется, далеко не любая проблемная ситуация подходит в качестве основы для создания бизнес-кейса. Здесь имеют значение некоторые критерии:

  • Первичные данные – их объем должен быть достаточным для того, чтобы тестируемый человек или группа людей могли оценить обстоятельства комплексно. Обычно кейсы содержат не только текстовую информацию, но и набор статистических данных, которые ее иллюстрируют.
  • Непосредственное участие ТОП-менеджера – он расскажет о сложившейся обстановке из первых уст, что позволит избежать эффекта «сломанного телефона», когда проблема обрастает несуществующими подробностями.
  • Интересная, нестандартная ситуация – качественный бизнес-кейс захватывает с самого начала, как хороший фильм – с первых кадров. Логично, что тривиальный вопрос просто не подойдет, ведь обычно планируется оценить, какие методы будут применяться для поиска решения. Если же оно и так лежит на поверхности или не требует особых мыслительных усилий, то пользы подобный кейс, скорее всего, не принесет.

Важно: традиционно считается, что лучшие кейсы в бизнесе написаны в результате тесного взаимодействия представителей руководящего звена крупных компаний и академических преподавателей. Изюминка таких головоломок в том, что они гармонично сочетают практику с теорией. То есть для решения, наверное, любой бизнес-проблемы нужно обладать неким теоретическим багажом, умением работать с цифрами, анализировать, сопоставлять факты и делать выводы. Однако эти знания, оторванные от действительности и реальной деловой жизни, как воздушный змей в безветренный день – вроде вещь полезная и красивая, а толку все равно мало, потому что использовать по назначению не выйдет.

Виды бизнес-кейсов

Сегодня существует ряд классификаций бизнес-кейсов – по уровню сложности, сферам деятельности (бухучет, управление кадрами, маркетинг, менеджмент, переговоры и т.д.), регионам (европейские, североамериканские и т.д.), типам компаний (крупный, малый и средний бизнес) и множество других. Кейсы бывают и бумажные, и электронные, и оформленные в видеозаписи или компьютерные презентации. Все зависит от фантазии создателей и их целей. Если говорить о структуре головоломок, то чаще всего выделяют следующие виды кейсов:

  • Структурированные – ситуация излагается предельно ясно, точно и коротко, причем для ее характеристики используются конкретные цифры и данные. Человек, ищущий решение, должен показать, что он владеет определенными навыками работы в представленной области.
  • Неструктурированные – обычно информации в них содержится достаточно много. Как текстовой, так и статистической. Предназначение данных кейсов в том, чтобы с их помощью оценить логику тестируемого, скорость его мыслительного процесса, умение отделять зерна от плевел.
  • Первооткрывательские – бывают абсолютно разными: и длинными, и короткими. Наблюдая за поиском вариантов, можно увидеть – обладает ли человек нестандартным подходом, креативностью и свежим взглядом на вещи, а также способностью выдавать множество идей за ограниченное время.

Кейсы в бизнесе классифицируют еще и в зависимости от целей их создания. Например:

  • Ситуационные кейсы – на рассмотрение выносится неоднозначная и сложная проблема, решение которой предполагает нахождение оптимального выхода. Причем в ответе должны быть учтены все возможные риски и последствия, дано обоснование выбранной стратегии.
  • Бизнес-кейсы компаний – дается информация об определенной организации, а задачей тестируемого человека является анализ ее деятельности по заданным параметрам.

На самом деле методика кейсов применяется практически везде – даже в медицине, когда врачи, например, обсуждают сложный случай, пытаясь выяснить, какой болезнью болен пациент, исходя из имеющихся симптомов.

Важно: обычно бизнес-кейсы предлагают решать в устной или письменной форме. В первом случае важно «войти в образ» и примерить проблему на себя, быть инициативным и последовательным. Второй вариант требует не только экономических способностей, но и грамотной речи и умения хорошо излагать свои мысли. Некоторые компании на собеседованиях любят использовать ролевые игры. Например, потенциальный сотрудник исполняет роль менеджера по продажам, а интервьюер – человека, который планирует совершить покупку, но столкнулся с какой-либо сложностью (предположим, его не устраивают несколько пунктов в договоре – хочется получить товар быстрее и с увеличенным сроком гарантии).

Бизнес-кейсы – примеры

Примеры бизнес-кейсов, основанных как на реальных ситуациях, так и на выдуманных сценариях, можно найти в современных учебниках по менеджменту и на просторах Интернета. Многие люди, находящиеся в процессе поиска работы, готовясь к собеседованию, специально обращают внимание на кейсы, так как сходу сориентироваться, если вам предложили решить какую-либо задачу, довольно сложно. А вот развить в себе способности к анализу информации и нешаблонному мышлению вполне реально. Если вы не планируете «работать на дядю», а хотите создать собственное дело, но столкнулись с нехваткой средств, стоит попробовать заинтересовать своим проектом , в чем, без сомнения, поможет умение решать кейсы.

Рассмотрим несколько простых примеров кейсов в бизнесе.

Шоковая терапия в «Галери Лафайет»

Этот кейс основан на реальных событиях – истории успеха одной деловой женщины, у которой были творческий потенциал, идеи и нестандартный подход к делу. Не хватало только одного – денег… Знакомо? Молодая предпринимательница основала собственный бизнес, но финансов, необходимых для типового продвижения своего продукта на рынке, у нее практически не было. В наше время многие в таком случае пытаются найти способы, позволяющие , однако в те годы, когда произошли описываемые события, это было невозможно. Но женщина не унывала и решала проблемы с юмором и без шаблонов. И, главное, исключительно дешевыми методами.

В какой-то момент она пришла к выводу, что Европа просто нуждается в ее необычном товаре, и приехала в одну из самых известных сетей универмагов – «Галери Лафайет». Оказалось, управляющий не был настроен так радужно, как наша героиня. Он категорически отказался покупать то, что она предлагала. Это были духи. Удивительно, но отрицательный ответ вовсе не сломил предпринимательницу – она всегда добивалась поставленных целей, и этот случай не стал исключением. За пять минут дама отыскала необычный способ показать управляющему ценность ее духов, их эксклюзивность и притягательность для потребителей. Что же было сделано? Сможете придумать?

Женщина открыла свою маленькую сумочку и достала оттуда изящный флакон с какой-то прозрачной жидкостью. Подумав немного, она размахнулась и грохнула его о плиточный пол. Зал универмага погрузился в мертвую тишину, а через мгновение и работники, и покупатели были окутаны ароматом духов. Действительно чудесных. Прошло несколько минут, и героиня подверглась штурму толпы, желающей знать, что это за изумительные духи и как их можно купить. Речь идет об Эсте Лаудер, которая изобрела множество оригинальных и дешевых способов, направленных на завоевание новых покупателей.

Акцент на преимущества

Одна компания, реализующая продукты питания через Интернет, заметила, что объемы продаж практически не растут, а значит, также не меняется. Конечно, все стремятся зарабатывать больше, поэтому у руководителя возник вопрос – что же можно сделать для увеличения оборота? Надо отметить некоторые моменты: качество продуктов, предлагаемых рассматриваемой компанией, всегда было на высоте. Ассортимент радовал даже самых придирчивых. Доставка осуществлялась прямо в день заказа, однако эта информация сильно не афишировалась. Что предприняла организация для привлечения большего числа покупателей?

Дело в том, что не всегда требуются нововведения. Иногда можно проанализировать имеющиеся преимущества и акцентировать на них внимание. Доставка покупок «день в день» – это своеобразная фишка, но знали о ней далеко не все клиенты. Поэтому было принято решение модернизировать сайт – разместить на самом видном месте рекламный баннер с информацией о быстрой, как ветер, доставке. Также специалисты добавили специальный таймер, отсчитывающий время, до окончания которого надо успеть совершить покупку, чтобы ее привезли в этот же день. Иными словами, если не хотите остаться без ужина, поторопитесь!

Дразнилки для мозга

На собеседованиях во многих компаниях сейчас предлагают брейнтизеры – миниатюрные задачки на сообразительность, креативность и даже чувство юмора. Это тоже своего рода кейсы. Некоторых кандидатов приводят в шок подобные вопросы. А что же спрашивают? Да все! Например:

  • Сколько весит жираф?
  • За какое время вы сможете досчитать до миллиона в уме?
  • Какое количество теннисных мячиков уместится в самолете?
  • Что вы думаете о сюжете фильма «Ирония судьбы, или С легким паром»?
  • Расскажите, используя пару предложений, что такое «базы данных», так, как сделал бы это ваш семилетний брат.

Конечно, иногда и не поймешь, с какой стороны подступить к вопросу. О чем думать? Как? Безусловно, точно посчитать число (например, мячиков) у вас вряд ли получится, однако вы можете показать потенциальным работодателям умение рассуждать и вашу эрудицию. Предположите, каков объем самолета, рассчитайте примерный объем мяча, поделите, получив таким образом приблизительный ответ. И не забудьте вычесть, например 15-20 процентов, отнеся их на пустоты, которые образуются при укладке мячей – они же круглые.

В Сети ходят слухи, что при собеседовании в Google людям дают и вовсе нестандартные головоломки. К примеру, почему колодезные люки имеют круглую форму? А ответ лежит на поверхности… крышка в форме круга просто не сможет провалиться в сам люк – как ее ни крути, не пролезет. Можете даже поэкспериментировать. А квадратная бы легко рухнула вниз – и поминай как звали.

Есть еще популярная задачка про время. Представьте, что у вас в наличии спички и две веревки, каждая их которых горит ровно 60 минут. Нет часов, а веревочки случайно завалялись… как с их помощью отмерить 45 минут? Загвоздка в том, что горят веревки крайне неравномерно. Что можно сделать? Все просто: поджигаете первую веревку с обоих концов, а вторую – с одного. Главное, делайте это одновременно. Когда через 30 минут первая веревка сгорит, сразу зажигайте второй конец у оставшейся. И школьнику понятно, что золу вместо веревки вы получите через 15 минут. Тогда общее время как раз и составит искомые три четверти часа.

Сохраните статью в 2 клика:

Таким образом, бизнес-кейсы сейчас применяются успешно и активно. Их использование в образовании помогает готовить высококлассных профессионалов, умеющих анализировать и доказывать свою точку зрения. В бизнесе кейсы способствуют поиску подходящих сотрудников, которые могут работать на результат и нешаблонно. Некоторым кажется, что подобные задачки – слишком сложны, однако все зависит от тренировки. Даже тем, кто пока не планирует трудоустраиваться, а стремится заработать на своей креативности (например, ), стоит попробовать поработать над решением кейсов, так как данный процесс развивает нестандартное мышление.

Вконтакте

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Одними из последних достижений технологий обучения являются кейсы. Это который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику. Применение его в российском образовании сегодня весьма актуально. Ведь нет ничего эффективнее, чем самостоятельное погружение в проблему и поиск решения. Разберемся подробнее, откуда возникли и какое практическое значение имеют.

Суть метода

Кейс-метод - это сравнительно новая технология обучения студентов. Суть ее заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность студента к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации.

Кейс-метод - это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала.

Кейс-стади - это многоуровневая технология, которая имеет ряд признаков и особенностей. Они помогают отличать данный метод от других. Сюда можно отнести наличие социально-экономической модели, командную выработку решений, их альтернативность и единую цель.

История

Впервые о применении в обучении кейсов стало известно в 1924 году. Преподаватели поняли, что для аспирантской программы нет подходящих учебников. Поэтому они решили провести интервью с успешными бизнес-владельцами и составить подробные отчеты об их деятельности. Студентам предлагалось прослушивание материалов, знакомство с деталями проблемных ситуаций, с которыми сталкивались компании. Затем в ходе общего обсуждения учащиеся искали варианты выхода из ситуации.

Постепенно этот метод корректировался и распространялся по всему миру. С 50-х годов прошлого столетия он стал популярным во всей Западной Европе, в лидирующих бизнес-школах (ESADE, INSEAD, LSE, HEC).

В России кейс-стади - это популярная технология обучения с 2000-х годов. В настоящее время применяются не только переводные кейсы, но и авторские, созданные для соревнований, аттестации учащихся. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Среди уже ставших популярными можно отметить центр карьеры НИТУ «МИСиС», клуб МГТУ им. Э. Баумана и др.

Классификация

Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.

По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.

По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.

Сжатые кейсы - это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.

Мини-кейсы - это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.

Работа метода в бизнесе

Самой популярной областью применения кейсов является бизнес-обучение. Ведь для успешного развития в собственном деле нужны не только личные стремления и знание рынка, но и определенный опыт прошлого других компаний, которые с лихвой дают бизнес-кейсы. Что это такое?

Это специально подготовленный материал, описывающий конкретную бизнес-проблему. Задачей преподавателя на таких занятиях является направить учащихся в правильное русло поиска решений. А для этого требуется достаточный объем данных, статистика, участие успешного менеджера в создании кейса и наличие подходящей бизнес-ситуации.

Существенный вклад в развитие кейс-метода вносят консалтинговые и аудиторские организации. Они используют его не только в обучении, но и в собеседованиях при приеме на работу. Такая технология помогает сразу выявлять у потенциальных сотрудников способность к анализу, синтезу. Нередко в качестве первого отборочного тура проходит корпоративное кейс-соревнование. Примером этому может быть известный ежегодный чемпионат в России от компании Microsoft.

Методика решения

Для поиска правильного решения любого кейса используют четкий план. Первый его пункт подразумевает постановку задачи и касается преподавателя. На втором месте стоят просмотр кейса и определения тем. Здесь важно схематично описать ситуацию с выделением ее главных компонентов. На третьем этапе учащиеся должны поставить диагноз, то есть выяснить, почему человек или компания испытывает кризис, и сформулировать проблему. Следующим действием будет разработка путей решения. Только после оценки всех вариантов и выбора подходящего можно переходить к разработке стратегии реализации и презентации выводов аналитической работы.

Возможности

Сегодня кейс-технология - это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, студенты должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, специалист должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

Стратегия развития

Несмотря на эффективность кейс-метода, он может использоваться далеко не в каждой дисциплине. А только там, где требуется формирование соответствующих навыков и личностных качеств. Отсюда можно четко сформулировать стратегию развития этой технологии. Во-первых, метод должен активно применяться в процессе обучения тех людей, которые избрали рыночные профессии (менеджер, экономист, брокер, имиджмейкер), где доминирует ситуативная деятельность. Во-вторых, он весьма актуален в переподготовке кадров, помогает модернизировать знания и навыки. И конечно же, кейс-метод должен быть далеко не единственным в арсенале преподавателей, а идти в сочетании с традиционными методами (например, лекционным материалом).



error: Контент защищен !!